пятница, 29 апреля 2011 г.

От деяния к видению. Добродетели и страсти.

Святой Иоанн Дамаскин в своем слове «О добродетелях и страстях» вводит нас в данную тему. Он пишет: «Должно знать нам, что человек двойственен, то есть состоит из тела и души, и имеет двойственные чувства и двойственные их добродетели. Пять чувств у души и пять у тела. Душевные чувства суть: Ум, рассудок, познавательная способность, фантазия и ощущение; их называют умными силами. Телесные чувства суть таковы: Зрение, обоняние, слух, вкус и осязание. По этому и добродетели двойные, двойные и пороки. Итак, необходимо каждому человеку ясно знать: сколько душевных добродетелей и сколько телесных. И которые душевные страсти, и которые плотские. Во-первых, душевными добродетелями являются четыре самых добродетели, которые суть: мужественность, рассудительность, благоразумие и справедливость. Из них рождаются душевные добродетели: вера, надежда, любовь, молитва, смирение, кротость, долготерпение, незлобие, безгневие, божественное ведение и вообще целая система морали и нравственной жизни.

«Телесные добродетели,. Или, скорее всего, орудия добродетелей, которые, когда возникают через ведение по воле Божьей и далеки от всякого притворства и человекоугодия, делают человека преуспевающем в смирении и бесстрастии, многочисленны: Содержательное воздержание, пост, жажда, алкание, бдение, сухоядение, продолжительное коленопреклонение, нищета, нестяжание, молчание» и все обуздывающее беспорядочные порывы плоти. Однако там, где телесное недомогание препятствует подвигу, то они восполняются смирением и благодарением.
«Сейчас должно нам сказать слово и о душевных и плотских пророках, то есть о страстях», победа над коими является целью нашего подвига.
«Душевные страсти - это забвение, уныние, неведение, именуемые исполинами страстей». Этими тремя помрачается душевное око, то есть ум и овладевается всеми страстями. Запишем часть их: гнев, ярость, нечестивость, человеконенавидение, памятозлобие, осуждение, страх, печаль, без причины, ревнование, гордость, лицемерие, спорливость, зависть, ложь, неверие, тщеславие, трусость» и вся совокупность душевного искажения, деформирующая человеческую личность и являющаяся одним видом беснования (одержимости).
«Плотские страсти» - если мы назовем их срамными делами, то не погрешим - «суть: Чревоугодие, гортанобесие, наслаждение, пьянство, тайноядение, многообразное сластолюбие, блуд, прелюбодеяние, разврат, кровосмешение, скверные похотения и все противоестественные непристойные страсти: кража, кощунство, разбой, убийство» и какая либо плотская; «страстное удовольствие прелестей мира, плотолюбивая жизнь, от которой одебилевает ум и становится бренным и скотским, и которая не дает ему подняться к Богу и к деланию добродетелей.
Корни всех этих страстей и первопричины суть: сластолюбие, славолюбие и сребролюбие, из которых рождается всякое зло. Никогда человек не совершит грех, если прежде не одолеют его и не возобладают над ним сильные исполины, то есть забвение, уныние, неведение. Эти (корни) их рождают похоть, покой и любовь к славе человеков и любовь развлечений. Первая причина всего этого и злая мать - как мы предвозвестили — это самолюбие, то есть безрассудная любовь к телу и страстная к нему привязанность.
Должно нам также узнать, что страстное сластолюбие многовидно и многообразно; от которого с трудом освобождается неутомимый подвижник.
«По этому существует слишком много похотей, притягивающие к самим себе взоры души», потому соединяются все нашествия в страсть и душевные пристрастия и плотские, и закон искажения господствует, и горе душе, в которой ослабел страх Божий и любовь к Нему, от которой приходит прилежание к добродетелям. Если их нет по причине нерадивой сонливости, тогда прилепление к земному пленяет через постыдные похоти и нарушается любое равновесие. Если это состояние нерадения удержится, тогда, увы! Рождается навык, имеющий силу как второе естество и ведущий к смерти.

Комментариев нет:

Отправить комментарий