В опыте отцов, который мы разбираем, раскрываются и семь телесных деяний, на которых основываются образы и дела покаяния.
Первым деланием в покаянии Отцы полагают безмолвие, - этот не развлекаемый образ действий. Безмолвие - это не только удаление от причин, образующих поводы к падению и поражению, особенно имеющих чувственный нрав, но и от того, «который как лев рыкающий ходит, ища, кого поглотить». (Петр.5,8). Безмолвием подвижник избегает пустых и бесцельных забот и ему дается возможность, если он пожелает, обратить свою мысль и попечение к Богу, который помогает просвещаемому Божественной благодатью раскрыть самого себя, что является необходимой обязанностью подвизающегося.
Вторым деланием считается пост. Им низлагается и связывается один из исполинов искажения - чревоугодие - противоборствующий соратник естества и диавола. Через него, т.е. чревоугодие, последний пленяет множество своих жертв. Наш Господь показал, насколько необходимо это делание, когда Своим пришествием подъял на Себя наше обновление, после Божественного крещения в Иордане. Кто сейчас может не согласиться с этим основанием покаяния, обновления, воскресения, спасения? Если безгрешный бесстрастный постится - и конечно продолжительно - кто отговорится немощью или забвением? Я не говорю уж о подвиге жажды, который опытные в воздержании выдвигают как отличное борение с безрассудными влечениями.
Как третье делание, Отцы рекомендуют бдение. Это результативнейшее средство просвещения ума и родитель молитвы. Пресыщение сном неизбежно уменьшает ясность ума. Ослабляется умственная способность разумного существа сравнивать, рассуждать, выбирать и исполнять все требуемое узаконенным подвигом. Бдение, как средство трудолюбия - подруги наших Отцов - всегда в аскетических подвигах первоочередно. Известен чрезмерный подвиг Отцов в бдении. Они упорствовали в этой многополезной добродетели, поскольку она отлично способствовала умному деланию, от которого зависит все, ибо «ум видит и ум слышит», и выбирает, и выполняет.
Четвертым и пятым деланием Отцы полагают молитву и псалмопение. На самом деле из делания молитвы вытекают два образа, содержащихся в этой столь значительной вседобродетели.
В имя молитвы они вкладывают смысл внутрьобращения и, особенно, собеседования с Богом «наедине». Там каждый повергает самого себя пред Божьим милосердием и благостью и через усердное исповедование, моление, горячее прошение, молитвенное призывание обнажает боль и свое чаяние перед «могущим спасти» Христом, Богом нашим.
Псалмопение имеет место в групповых собраниях верующих. Песнословием общая молитва приобретает большую торжественность. Это более приемлемо и осуществимо когда много народа.
Шестым деланием Отцы считают чтение и поучение в словах и указаниях, направляющих нас в нашей духовной жизни во Христе. Слово Господне: «имеющий заповеди мои» означает следующее: изучит и до конца осознает Мои заповеди, волю Мою и затем станет исполнителем (исполняющим их). И он есть любящий Мя». В законе Моисея Бог требовательно повелевает изучение и исследование Его воли, чтобы через это не упустить из виду, как обязанность, точное соблюдение и исполнение ее. "И в законе его поучится день и нощь" (Пс.1). Одно из важнейших молений хотящего освободиться от неистовства «рыкающего как лев» противника нашего по Павлу, состоит в том, чтобы знать нам его умыслы» (ср.2Кор.2,П). Поскольку друзья и рабы Божьи «не по своей воле, но Духом Святым движимы изрекали и записали» (ср.2Петр.1,21), то поучение и исследование слов и их писаний для полного прояснения и изучения невидимой брани, ведущейся нами безостановочно, является наиобязательным.
Седьмым деланием Отцы считают вопрошение опытных о каждом слове и деле. Этим способом утверждается смиренное сознание. Отсутствует самодовольство и неопытность. «Смиренным Господь дает просвещение и Свою Благодать».
Окончание всех этих усилий и приготовлений и есть терпение, которое «не мыслит, не разузнает» из всего случающагося: радостно ли это или тягостно».
Комментариев нет:
Отправить комментарий