Когда мы, побеждая грех, преодолевая разъединение, меняемся, то мысли и желания у нас становятся общими, мы приходим к единомыслию. В этом единстве чувств и желаний нам становится понятной воля Божия и ее требования к нам.
суббота, 30 апреля 2011 г.
Помыслы и противоборство с ними.
«Сейчас мы должны сказать слово о распознавании пристрастных помыслов, из которых рождается любой грех. Существует восемь основных порочных помыслов: Помысел чревоугодия, блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия и гордости. Докучают нам эти восемь помыслов или не докучают - это не в нашей власти. Но остаёмся мы в них или не остаёмся, приводим страсти в движение или не приводим - это в нашей власти. Если мы не противостали и собеседовали с ними, то есть они понравились нам и получили власть, то это имеет причину в нашем согласии. Средство нашествия и их контакта с нами, как ворота для входа помыслов, есть ум. В этих помыслах мы различаем шесть: прилог, сочетание, борьба, страсть, слажение» (приближающееся и сличное с деянием), действие и пленение.
«Прилог - это простое напоминание или дьявольское побуждение, чтобы выявить наше намерение, наше предпочтение. Это от нас не зависит и не осуждает нас. Сочетание - это принятие помысла, который нам внушает враг: через один из способов: изучение лукавого помысла и услаждающее собеседование посредством нашей воли. Борьба - это противостояние помыслу, возникающее или к упразднению страсти, которую он содержит, или к согласию. Страсть - это навык, образуемый из сочетания с помыслом, постоянное изучение согласно какому-либо способу и фантазии. Сложение - это согласие со страстью, которую содержит помысел, подобно решению. Действие это само дело пристрастного помысла, с которым мы согласились. И пленение - это непроизвольное, невольное, насильственное похищение сердца, мучающегося от предшествующего навыка в грехе и от многолетней привычки.
Однако бесстрастно противоборствующий первому, то есть прилогу, или сразу изгнавший его противоречием и стойкостью, через одно отсёк всё последующее.
В трёхчастности души, как мы упомянули выше, мыслительной, раздражительной и желательной, если распределим соответствующие действия, то человек становится на ноги, излечивается и становится причастным божественных обетований. Это конец нашей цели.
Как действие навыка (привычки) господствует и занимает главенствующее положение в лукавом и безрассудном, так давайте, используем ее для того, чтобы она помогла нам в благотворительности и доброте, следовательно, нам будет легче соблюдать заповеди, поскольку привычка облегчает тяжесть борьбы. В содержательном отеческом опыте мы узнаем, что борющийся, или скорее верующий в Бога, боится ада; боящийся ада соблюдает заповеди, соблюдающий заповеди претерпевает скорби; претерпевающий скорби приобретает упование на Бога и это упование отделяет ум от любого бесцельного усилия; если ум разлучится с этим, то он стяжет любовь к Богу.
Условие и путь безгрешия, согласно величайшему среди аскетов Арсению, есть безмолвие. Сам он, призывая Бога, чтобы Он указал ему верный путь спасения, услышал от Него: - Арсений, бегай, молчи, безмолвствуй, ибо сие есть корни безгрешия. Посредством их человек приходит в чувство человеческого непотребства, в котором находится смиренномудрие; оно опять является порождением ведения, и ведение - порождение искушений.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий