Книга "От деяния к видению", теперь полностью выложена на сайте http://dzhizn.ortox.ru
хотя, перевод книги и посвящен возрождению монашества на Руси, тем не менее, мы, миряне, можем почерпнуть оттуда многое для образования своей духовной жизни. Ведь свет мирянам, - монахи!
Например, большим пособием являются темы книги, посвященные личной программе, - добродетельному планированию:
"...Упорство в программе.
Как необходимое правило покаяния, программа является нужной силой против перемен и изменений. Программа рождает навык, а навык избавляет от трудного принуждения. Тогда легче удержать ревность, которая не умаляется перерывом, по нужде допущенным в программе. Через терпение в программе устраняется бесцельное, бессистемное, легкомысленное фантазирование, а абсолютный долг покаяния беспрепятственно продолжается. Если и до падения, когда личность была целостной, были даны заповеди, точно раскрывающие программу, то насколько после падения и крушения требуется планирование?
Философски заимствуя из суток время, которое без меры мы тратим, мы посвящаем его программе для нашей души, и таким образом, покоряемся, по Писанию; нашей абсолютной обязанности и воздаем «кесарю кесарево и Богу Божие» (Мф.22,21). Мы заботимся о нашем биологическом содержании лишь потому, что если этого не делать, мы умрем. Не будет ли опасность ужасной и вред непоправимым из-за нашего безучастия к духовным обязанностям9 Если мы спланируем малую часть дня нашей души, то возникнет удачное подспорье в нашей борьбе, которое станет нашим спасением, нашим союзом с Богом и наследием божественных обетований.
Безусловно, наше добровольное планирование не является Божьим законоположением, а вниманием.
Опыт показывает нам, что мир, окружающий нас, через свои системы вызывает безрассудство (паралогос), которое нас завлекает. Там, где выполняется программа, обнаруживается наша зависимость от Бога, являющаяся полным исповеданием того, что мы - верные. Через этот способ Божественная благодать явно пребывает с нами, и только так, по Павлу, «все могу в укрепляющем меня Христе» (Фил.4,13).
Важнейшая часть программы - это регулярная молитва. За тем идет время самососредоточения, в котором мы раскрываем качество самих себя, принимаем новые решения для причиненного нам вреда или для увеличения пользы, полученной из предыдущего опыта..."
Оглавление:
Необходимость подвига.
«Противостаньте диаволу, и он убежит от вас» (Иак.4,7).
Молитва как вид подвига «о Бозе»
Деятельность
Добродетели и страсти.
Трёхчастность души и её исцеление.
Помыслы и противоборство с ними.
Семь телесных дел покаяния
Деяние и созерцание.
Память смертная и память предстоящаго
Содержательное злострадание и молитва.
Предлог икономии
Бесцельные развлечения.
«Весь живот наш Христу Богу предадим».
Внимание и усердие.
Добродетели и удобосвязующие пороки
Память Божия
Наше богоподобное сотворение.
Удаление от причин.
Изменения.
Упорство в программе.
Смирение и самоукорение.
Автор этой уникальной книги - Старец Иосиф Ватопедский.
хотя, перевод книги и посвящен возрождению монашества на Руси, тем не менее, мы, миряне, можем почерпнуть оттуда многое для образования своей духовной жизни. Ведь свет мирянам, - монахи!
Например, большим пособием являются темы книги, посвященные личной программе, - добродетельному планированию:
"...Упорство в программе.
Как необходимое правило покаяния, программа является нужной силой против перемен и изменений. Программа рождает навык, а навык избавляет от трудного принуждения. Тогда легче удержать ревность, которая не умаляется перерывом, по нужде допущенным в программе. Через терпение в программе устраняется бесцельное, бессистемное, легкомысленное фантазирование, а абсолютный долг покаяния беспрепятственно продолжается. Если и до падения, когда личность была целостной, были даны заповеди, точно раскрывающие программу, то насколько после падения и крушения требуется планирование?
Философски заимствуя из суток время, которое без меры мы тратим, мы посвящаем его программе для нашей души, и таким образом, покоряемся, по Писанию; нашей абсолютной обязанности и воздаем «кесарю кесарево и Богу Божие» (Мф.22,21). Мы заботимся о нашем биологическом содержании лишь потому, что если этого не делать, мы умрем. Не будет ли опасность ужасной и вред непоправимым из-за нашего безучастия к духовным обязанностям9 Если мы спланируем малую часть дня нашей души, то возникнет удачное подспорье в нашей борьбе, которое станет нашим спасением, нашим союзом с Богом и наследием божественных обетований.
Безусловно, наше добровольное планирование не является Божьим законоположением, а вниманием.
Опыт показывает нам, что мир, окружающий нас, через свои системы вызывает безрассудство (паралогос), которое нас завлекает. Там, где выполняется программа, обнаруживается наша зависимость от Бога, являющаяся полным исповеданием того, что мы - верные. Через этот способ Божественная благодать явно пребывает с нами, и только так, по Павлу, «все могу в укрепляющем меня Христе» (Фил.4,13).
Важнейшая часть программы - это регулярная молитва. За тем идет время самососредоточения, в котором мы раскрываем качество самих себя, принимаем новые решения для причиненного нам вреда или для увеличения пользы, полученной из предыдущего опыта..."
Оглавление:
Необходимость подвига.
«Противостаньте диаволу, и он убежит от вас» (Иак.4,7).
Молитва как вид подвига «о Бозе»
Деятельность
Добродетели и страсти.
Трёхчастность души и её исцеление.
Помыслы и противоборство с ними.
Семь телесных дел покаяния
Деяние и созерцание.
Память смертная и память предстоящаго
Содержательное злострадание и молитва.
Предлог икономии
Бесцельные развлечения.
«Весь живот наш Христу Богу предадим».
Внимание и усердие.
Добродетели и удобосвязующие пороки
Память Божия
Наше богоподобное сотворение.
Удаление от причин.
Изменения.
Упорство в программе.
Смирение и самоукорение.
Автор этой уникальной книги - Старец Иосиф Ватопедский.